Звездные записки
22 октября 2007 года

Ажиотаж легко понять: произведение в жанре мемуаров во всех подробностях описывает историю прихода Минтимера Шаймиева к власти, а также анализирует развитие экономики Татарстана в годы его правления. Дополнительной гарантией правдивости автора должна служить его биография. Дело в том, что Ирек Муртазин долгое время был одним из ближайших сподвижников президента Татарстана – с 1999 по 2002 год он руководил пресс­службой Минтимера Шаймиева, а потом несколько месяцев возглавлял «ГТРКТатарстан». Впрочем, уже в ноябре 2002 года он покинул этот пост. Как объясняет сам Муртазин, руководству ВГТРК не понравился один из сюжетов, прошедших по возглавляемому им каналу.

Учитывая эти обстоятельства, многое автор рассказывал от первого лица. Некоторые моменты событий он восстанавливал по своим дневниковым записям.

Первая жертва
Истории о первых лицах страны или отдельных регионов, рассказанные их бывшими сподвижниками, всегда пользуются спросом у читателей. Обычно это интервью, и лишь немногие смогли создать полномасштабные литературные произведения. Первым в современной России решился рассказать о своем бывшем покровителе Александр Коржаков. В 1997 году он выпустил книгу «Борис Ельцин. От рассвета до заката». В ней он критиковал действовавшего тогда главу государства и заявлял, что Ельцин исчерпал свой потенциал.

До написания книги Александр Коржаков считался одним из наиболее влиятельных людей в современной России. Он занимал пост начальника охраны президента и был приближен к Ельцину. Однако в начале 1996 года Коржаков вступил в противостояние с президентом, убеждая его отменить назначенные на лето того же года выборы главы государства. В результате он был вынужден покинуть свой пост и, по его словам, с главой государства больше не встречался. Тогда и появилась эта книга, нанесшая серьезный удар по имиджу главы государ­ства. Так г­н Коржаков отомстил за свою отставку. Впрочем, несколько лет спустя, уже в годы правления Владимира Путина, он представил переработанный вариант книги, в котором несколько смягчил формулировки.

Для регионов Поволжья такие книги – большая редкость. Именно поэтому «Последний президент Татарстана» стал интересен не только жителям республики.

Вся подноготная
Главное обвинение, которое предъявляет Ирек Муртазин главе Татарстана, – отсут­ствие четкой концепции развития республики. В книге подробно рассказано и о механизмах приватизации государственной собственности РТ. Но говорить о состоянии здоровья уже пожилого президента или взаимоотношениях в его семье Ирек Муртазин посчитал неэтичным.

Любопытно, что автор уверен, будто его литературное произведение принесет пользу президенту Татарстана. «По большому счету, эта книга в защиту Минтимера Шариповича, попытка оградить его от полчища шакалов от пера и телекамер, которые, не сомневаюсь, набросятся на него и, поднимая яростный лай, будут спешить укусить побольнее, когда опустится занавес, погаснет свет и Шаймиев сойдет с политической арены», – сказано в предисловии к изданию. Однако получилось иначе – мемуары Муртазина дали оппозиционерам просто неисчерпаемый запас фактического материал для критики действующей власти. Причем даже они отмечают, что книга бывшего главы пресс­службы президента Татарстана содержит излишне жесткую критику. «Многие затронутые автором книги проблемы настолько сложны и обширны, что имеют общефедеральный характер. Решение их выходит за пределы возможностей одной республики. Поэтому обвинять одного президента Республики Татарстан было бы, по меньшей мере, несправедливо», – уверен глава кафедры политологии Казанского госуниверситета Мидхат Фарукшин.

Предсказуемая реакция
Официальные власти и все лица, упоминаемые в книге, никак не прокомментировали ее. Единственным ответом стало интервью Минтимера Шаймиева, опубликованное на официальном сервере Республики Татарстан tatar.ru. Президент дал его летом прошлого года, когда в печати появились первые главы мемуаров. Он заметил: «За меня ответ здесь уже дал Виктор Черномырдин. Помните, что он сказал, когда его известный однопартиец, отколовшись, начал критиковать? Дословно, может быть, не воспроизведу, но по Черномырдину получается: ‘‘Ты нас лизал, лизал, да так и недолизал’’. Если у тебя есть какие­то претензии, почему же не нашел в себе смелости высказать их, когда работал в аппарате? А после драки кулаками не машут. Мы его не выгоняли, хотя до этого он долго нигде не задерживался. Более того, рекомендовали его руководителем филиала российского телеканала, дали возможность работать по специальности. Он же полгода здесь не продержался. Успел поскандалить со всеми. Довел до белого каления коллектив. С трудом от него избавились. И теперь этот человек принародно учит всех, как жить и руководить… Хорошо, что пишет. Этим он сам себя раздевает. Людей, способных на такие поступки, общество во все времена презирало».

По иронии судьбы, слова Виктора Черномырдина, которые приводит президент Татарстана, адресованы другому главе поволжского региона – тоже политическому тяжеловесу, эксгубернатору Самарской области Константину Титову. Он стал героем другого романа, вполне возможно, также написанного его некогда ближайшим соратником.

Стал героем триллера
Осенью 2005 года политический истеблишмент Самарской области был не на шутку встревожен. В городе появилась книга никому не известного автора – Кирилла Шелестова – «Укротитель кроликов». В этом небольшом по объему произведении рассказывалось о перевыборах мэра столицы некой Уральской области. На первый взгляд, ничего необычного в сюжете не было – он был построен по всем канонам постперестроечного приключенческого романа: крутые разборки, убийства, дележ денег, доступные женщины. Но региональная элита с ужасом узнавала в вымышленных персонажах известных людей. Так, заметное сходство есть между губернатором Уральской области Егором Лисецким и губернатором Самарской области Константином Титовым, между крупным бизнесменом Храповицким и тогдашним главой УДК «Волгопромгаз» Владимиром Аветисяном и т.д.

Впрочем, некоторые образы оказались собирательными – к примеру, мэр города Уральска Кулаков совместил идеологическую начинку тогдашнего главы Самары Георгия Лиманского и некоторые обстоятельства семейной жизни его предшественника – Олега Сысуева.

Знание деталей жизни самарского истеблишмента, естественно, поставило вопрос: кто именно скрывается за именем Кирилла Шелестова, ведь в предисловии к книге указано, что это псевдоним. Само содержание уже могло подсказать ответ – повествование ведется от первого лица, некоего Андрея Решетова. Многие факты его биографии совпадают с историей жизни эксглавы «ГТРКСамара» Александра Князева. Этот влиятельный в регионе политик некоторое время был главным редактором еженедельника «Все и все», газеты «Будни», главным редактором – директором информационного концерна «Будни», подконтрольного Владимиру Аветисяну. Впоследствии, на посту директора ГТРК «Самара», он стал одним из ближайших сподвижников Константина Титова. Однако через некоторое время по неизвестным причинам их взаимопонимание закончилось. ГТРК перешло в жесткую оппозицию к главе региона. Разрешить конфликт удалось только в начале 2002 года, когда тогдашний федеральный инспектор по Самарской области Андрей Когтев заявил об отставке Князева. Против него даже было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве, но впоследствии ему не дали ход.

Потом Александр Князев обосновался в Москве, занимался рекламным бизнесом. Но в начале этого года вернулся в Самару, чтобы руководить избирательным штабом «Справедливой России» на выборах в губернскую думу. Однако всей полноты власти он так и не получил – в проведение кампании постоянно вмешивались различные группировки внутри партии. В результате Князев практически отошел от дел, а «эсеры» потерпели поражение, уступив не только «единороссам», но и коммунистам.

Справедливости ради необходимо уточнить, что сам Александр Князев неоднократно открещивался от этих романов.

Продолжение следует
«Укротитель кроликов» стал не последним романом Кирилла Шелестова. Во второй книге – «Пасьянс на красной масти», – в частности, подробно описано убийство, по описанию похожее на убийство очень известного в Самарской области тольяттинского авторитета. Затем появился другой роман – «Жажда смерти», посвященный попытке смещения нефтяного олигарха со своего поста. Впрочем, такой популярности, как первые две, она не получила.

Как заметил самарский адвокат Олег Казачек, «книги Шелестова – это, конечно, не книги Достоевского или Чехова. Но написаны они динамично, ярко, и столь знакомые нам представители региональной элиты – как живые. Узнать их легко». «Кстати, заметно, что автор с большой симпатией относится к Владимиру Аветисяну – вероятно, Князев не забыл о сотрудничестве с ним. Конечно, хотелось бы узнать, что думают по этому поводу сам Аветисян и, тем более, Титов, но, конечно, они никогда не прокомментируют эти книги. Им это невыгодно», – добавил адвокат. Действительно, герои книги ее «не заметили».

Сейчас, по информации журнала «Эксперт Волга», готовится к выходу следующее, четвертое произведение Кирилла Шелестова. Более того, на ряде книжных сайтов появились сообщения о том, что героев книги «опознали» в Челябинской области. Так что, по всей вероятности, литературные упражнения г­на Шелестова получат популярность не только в Самарской области, но и в других регионах России. В скором времени появится и продолжение мемуаров Ирека Муртазина, в которых автор обещает представить свои версии причин громких происшествий, случившихся с высокопоставленными лицами из Татарстана. Впрочем, эта книга появится только после выборов депутатов Госдумы, в которых будет участвовать и Минтимер Шаймиев. Как объясняет сам Ирек Муртазин, сделано это в связи с особенностями нынешнего выборного законодательства – любая критика кандидатов со стороны других лиц, не участвующих в выборах, запрещена.

Учитывая читательский спрос, другим эксприближенным руководителей регионов Поволжья, похоже, есть смысл взяться за написание своих мемуаров с разоблачениями. Вот только не у всех из них хватит таланта. А книги и Муртазина, и Шелестова написаны талантливо – это признают даже критики. Наверное, именно это и сделало их бестселлерами. Жареными фактами уже никого не удивишь. Живость описываемых персонажей, их сходство с реальными персонами – вот что привлекает читателей.

Ольга Попова, «Эксперт Волга»